​​​

«Почему в стиле 50-х», - спросите вы? По официальным источникам Дом культуры МЭИ основан в 1954 году, однако старожилы утверждают, что ДК открыли в ноябре 1953 года. Но это и не так уж принципиально для нашего юбилея, тем более что на протяжении года мы будем открывать разные периоды истории Дома культуры и его студенческой жизни. Вот мы и подошли к теме нашей выставки, участниками которой стали женщины - сотрудницы университета, смело шагнувшие в историческое прошлое нашей страны.

Здание университета – это и есть история страны в послевоенное время, поэтому сьемки проходили в главном учебном корпусе, на площадках фойе, лестниц, в большом актовом зале и в ДК МЭИ, где также сохранились исторические уголки и виды. Прогулку в пятидесятые обеспечивал Алексей Лерер - руководитель фотоклуба ДК МЭИ. Три дня на сьемочных площадках с моделями работали мастера лаборатории «Retrolooks» Анна Гончарова, Кристина Травина, Мари Сокол и фотографы Алексей Лерер, Всеволод Анисимов.

После тяжелых 40-х годов, вдохновение мечтами о мире проявило себя в создании стиля 50-х - одежде для тех, кто сумел остаться женщиной в суровые военные годы и теперь стремился насладиться очарованием мирной жизни.

В начале 1950-х годов советские женщины выглядели практически так же, как и в послевоенное время: в моде были широкие плечи и платья, надетые с пиджаком или жакетом. В условиях "холодной войны" и при запрете на все заграничное, в том числе моду, стиль советских женщин не соответствовал европейским нововведениям – в СССР культивировался образ труженицы, а фабрики в основном занимались пошивом простой одежды.

Стандарты пошива одежды для фабрик в 1950-е годы соответствовали экономической ситуации в стране: приветствовалось производство одежды из недорогих тканей, с минимумом деталей и максимально простого кроя.

Элегантность и утонченность Диора никак не вписывались в гардероб советской женщины – ни по стилю, ни по идеологии. К тому же, пышные многослойные юбки требовали большого расхода ткани, а производство подобных нарядов для ослабленной войной страны было непосильной задачей. Буржуазный развязный стиль считался неподходящим для тружениц, восстанавливавших страну.

Ситуация немного изменилась после смерти Иосифа Сталина в 1953 году, однако окончательно “new look” проник в СССР в 1956 году, когда на экраны вышел знаменитый фильм Эльдара Рязанова "Карнавальная ночь", где Людмила Гурченко исполняла песню "Пять минут" в платье от Диора.

Но настоящую свежую струю в советскую моду привнес VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов, прошедший в Москве летом 1957 года.

Вместе с тем, самым главным и шокирующим событием 1959 года стал показ модной одежды Christian Dior, когда прямо на центральных улицах города москвичи встречали одетых по последней парижской моде манекенщиц.

Постепенное проникновения западного стиля в Советский Союз хоть и со значительным опозданием, но все же повлияло на развитие отечественной моды: именно в 1950-х в СССР стало приличным носить декольте и элегантную обувь на каблуке.

Однако полностью отказаться от многолетних стереотипов и принять моду как неотъемлемую часть жизни советскому обществу предстояло лишь в следующем десятилетии.

Ольга Пастернак

директор ДК МЭИ